Приветствую Вас Гость | RSS

Суббота, 20.04.2024, 00:20

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Дефекты лакокрасочного покрытия и методы их устранения


    Дефекты лакокрасочного покрытия и методы их устранения

     

    Персонаж грибоедовского "Горя от ума" был прав, когда говорил, что во всем ценит "умеренность и аккуратность". Соблюдение этих двух очень простых правил даже без мудреных технологических карт помогает избежать очень многих дефектов. Не сыпьте крошки с бутерброда на свежепокрашенный автомобиль, ходите в чистом комбинезоне. Не торопитесь, приберите в покрасочной камере, а уж потом начинайте свои профессиональные игры. Если же всех этих мер оказалось недостаточно, и автомобиль после покраски щеголяет какими-то странными разводами, пятнами и метками, воспользуйтесь следующими советами.



    Рассматривая наиболее распространенные дефекты, ограничимся их краткой характеристикой. Попутно отметим стадии работы, на которых они зарождаются, укажем причины, приводящие к их возникновению, а также посоветуем, как предотвратить или исправить тот или иной дефект.



    Анализ сведений, приведенных в таблице, показывает, что только 4 вида дефектов имеют конкретную причину. Все остальные могут быть допущены на нескольких стадиях окраски, начиная от подготовки поверхности и заканчивая ее прокрашиванием.

     

     

    1. Выбор системы


    Ошибки, связанные с несовместимостью материала подложки, шпатлевки, грунта, красителя, а также с несоответствием используемых материалов предъявляемым требованиям.

    2. Обезжиривание


    Ошибки, возникающие при недостаточном обезжиривании, применении некачественных растворителей, нарушениях технологии и несоблюдении требуемых усювий работы (температуры воздуха, влажности, и и др. параметров).

    3. Зачистка


    Группа ошибок, допущенных при шлифовании и зачистке поверхностей из-за применения несоответствующих абразивных материалов, инструментов, неверных технических приемов.

    4. Шпатлевание


    Ошибки, появившиеся при выравнивании поверхности методом шпатлевания из-за применения некачественных материалов, нарушения технологии их приготовления и нанесения, использования неподходящих инструментов и несоответствующих условий работы.

    5. Отвердители, разбавители, добавки


    Комплекс ошибок, допущенных из-за несоответствия данных компонентов условиям их применения, плохого качества материалов, нарушений процентного состава и неподходящих условий работы.

    6. Напыление


    Ошибки при нанесении лакокрасочного покрытия, вызванные неправильной подготовкой помещения, неверной методикой распыления, несоответствующими условиями в окрасочной камере и плохо отрегулированным оборудованием.

    7. Функционирование оборудования


    Ошибки, спровоцированные нарушением работоспособности систем окрасочного оборудования из-за отсутствия своевременного технического обслуживания и ремонта.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Слабая агдезия

    X

    X

    X

     

    X

    X

     

    Просачивание пигмента

     

    X

     

    X

    X

     

     

    Пузырение

     

    X

    X

     

    X

    X

    X

    Матовость

     

     

     

     

    X

    X

     

    Загустевание

     

     

     

     

     

     

    X

    Мелование

     

     

     

     

    X

     

     

    Волосяные трещины

     

    X

     

     

    X

    X

     

    Скалывание

    X

     

     

     

     

    X

     

    Яблочность

     

     

     

     

    X

    X

     

    Кратерообразование

     

    X

     

     

     

    X

    X

    Оконтуривание

    X

    X

    X

    X

     

     

     

    Разнотон

     

     

     

     

    X

    X

    X

    Плохое отверждение

     

    X

     

    X

    X

    X

    X

    Перепыл

     

     

     

     

    X

    X

     

    Включение пыли

     

     

     

     

     

    X

    X

    Расслоение пигмента

     

     

     

     

    X

    X

     

    Низкий блеск

     

    X

    X

     

    X

    X

    X

    Плохая укрывистость

     

     

     

     

     

    X

     

    Вспучивание

    X

     

     

     

     

    X

     

    Шагрень

     

     

     

     

    X

    X

     

    Ноздреватость

     

     

     

    X

    X

    X

     

    Ржавление

     

    X

    X

     

    X

    X

     

    Подтеки

     

    X

     

     

    X

    X

     

    Царапины

     

     

    X

     

     

     

     

    Осаждение

     

     

     

     

     

     

    X

    Прорыв пузырька

     

     

     

     

    X

    X

    X

    Водяные метки

     

     

     

     

    X

    X

     

    Сморщивание

     

     

     

     

    X

    X

     

     

     

    Согласно статистическим данным, большинство ошибок связаны с процессом подготовки поверхности к окрашиванию, 5% - с нанесением краски, 8% - обусловлены неправильным выбором покрасочной системы (несовместимостью материалов, их непригодностью для данных целей или типа поверхности) и 2% - физическим браком окрасочного материала. Часть дефектов проявляется уже в процессе нанесения окрасочного материала, другие становятся заметны после высыхания покрытия. Существуют и такие дефекты, которые дают о себе знать только по прошествии длительного времени.

     

    Яблочность



     

    Дефект может встретиться только при нанесении покрытий типа "металлик". Свеженанесенное покрытие имеет локальные участки разнотона более светлого или темного оттенка, по форме напоминающие облака или полосы.


    Отвердитель, разбавитель. В некоторых случаях яблочность может явиться следствием использования неподходящих отвердителя и разбавителя или применения слишком "медленного" разбавителя (всегда сверяйтесь с документацией, чтобы избежать ошибок).


    Напыление. Чаще всего дефект обязан своим появлением ошибкам напыления. Если превышен рекомендуемый диаметр сопла, нанесен слишком толстый слой базового покрытия, не выдержано время подсушки между нанесением слоев или использованы неправильные технические приемы, яблочности не миновать. Особое внимание требуется при напылении заключительного отделочного слоя. Кроме того, следует хорошо просушить базовый слой и не превышать рабочее давление в окрасочном пистолете.


    Яблочность не устраняется косметическим методом, покрытие придется наносить заново, предварительно зачистив дефектный участок шлифовальной бумагой (для сухого шлифования подойдет Р 360 - Р 400, для мокрого - Р 1000).



    Шагрень



     

    Сам термин говорит за себя - нанесенная краска плохо растекается и образует морщинистую "шагреневую" поверхность. Это может быть вызвано, в частности, слишком высоким рабочим давлением.


    Отвердитель, разбавитель. Используйте измерительные линейки чтобы проверить пропорции, в которых смешиваются компоненты иначе вязкость наносимого продукта будет слишком высокой, что вызовет "шагрень". Не используйте слишком быстрый разбавитель, при его выборе учитывайте температурные условия окрашивания.


    Напыление. При выборе диаметра сопла распылителя и регулировке давления напыления следуйте указаниям технической документации.


    Не забудьте о необходимости строго выдерживать температурный режим. Если готовая к напылению краска недостаточно прогрета, а температура воздуха далека от оптимальной, наградой будет "шагрень".


    В готовой краске оказалось слишком много добавки Anti-silicone. Для ее дозирования можно пользоваться мерительной крышкой от контейнера, содержащего добавку.


    Легкая шагрень удаляется шлифованием, в более серьезных случаях придется прибегнуть к зачистке и красить заново.



    Включение пыли

     

    Характерный, часто встречающийся дефект, вызванный как внешними, так и сугубо "внутренними" причинами. На свежеокрашенной поверхности отчетливо заметны частицы пыли, которые захватываются пленкой при высыхании.


    Очистка. Участок ремонта следует тщательно очистить - пыль может попасть в краску с арок колес, с углублений. После зачистки на окрашиваемой поверхности также могут остаться частички пыли, которые следует удалить до того, как вы возьметесь за "пистолет".


    Маскировка. Не экономьте, используйте маскировочную бумагу хорошего качества с аккуратно обрезанными краями, иначе ее оторвавшиеся волокна могут остаться на окрашиваемой поверхности.


    Напыление. Перед напылением профильтруйте краску, удалив посторонние частицы. Проведите антистатическую обработку пластмассовых деталей кузова - как известно, они способны электризоваться, притягивая частички пыли. Подбирайте комбинезон, руководствуясь теми же соображениями. Проверьте и регулярно заменяйте фильтры покрасочной камеры. Протрите шланг подачи воздуха на протяжении около 2-х метров до распылителя и следите, чтобы этот участок шланга не оказался на полу.


    Включения пыли удаляются либо шлифовкой, либо "микрохирургией", для чего можно воспользоваться обыкновенной иголкой. Простейшая профилактика - протирка салфеткой типа tack-rag.


    Разумеется, окрасочная камера должна содержаться в чистоте. Если пыль глубоко проникла в покрытие, придется зачистить поверхность и красить заново.



    Плохая укрывистость
     


     

    Образно говоря - дырки в автомобильной "одежке": сквозь верхнее отделочное покрытие виден нижележащий слой. Чаще всего такие "прорехи" появляются на трудноокрашиваемых поверхностях, углах и кромках. Если исключить неаккуратность мастера, наносившего покрытие недостаточно толстым слоем, то причины следует искать в напылении и полировке.


    Напыление. Тщательно перемешивайте компоненты перед использованием, добиваясь однородности. Наносите рекомендованное количество слоев, следите за техникой напыления. Помните, что для подсушки между слоями требуется определенное время, которое нельзя игнорировать.


    Окончательная отделка. Используйте подходящий полировальный препарат и не задерживайте полировальную машину долго на одном месте, чтобы случайно не удалить верхний отделочный слой. Окрашенной поверхности перед полированием необходимо дать остыть.


    Метод устранения дефекта только один - зачистить участок и нанести новое покрытие.



    Расслоение пигмента

     

    Более светлые пигменты, имеющие меньшую плотность, могут всплывать к поверхности мокрой краски, нарушая однородность ее цвета.


    Разбавитель. Необходимо грамотно подбирать разбавитель, который не должен быть слишком "медленным".


    Напыление. Возможно, нанесен слишком толстый слой покрытия (что особенно важно учитывать в случаях с покрытиями типа "металлик"). Причина либо в слишком большом диаметре сопла, либо в том, что вы поторопились нанести следующие слои, не оставив достаточно времени на просушку между ними.


    Автомобиль не успел акклиматизироваться в камере, которую следует прогревать до 20°С. Температура окрашиваемого объекта должна максимально приближаться к температуре воздуха в окрасочной камере.


    Высохшее покрытие надо зачистить и нанести новое. Если краска еще не подсохла, нанесите заключительный слой, выдержав время подсушки между слоями.



    Прорыв пузырька
     


     

    На свежевысохшем покрытии видны мелкие "пузырьки".


    Разбавитель. Не связывайтесь с некачественным разбавителем, лучше всего использовать Sikkens (или другой аналогичного качества). Выбирая разбавитель, учитывайте окружающую температуру, размеры окрашиваемого объекта и скорость движения воздуха. Слишком быстрый разбавитель также способствует образованию "пузырьков".


    Напыление. Покрытие наносилось очень толстыми слоями, время просушки было слишком непродолжительным. Диаметр сопла и рабочее давление не соответствовали технической документации.


    Высыхание. Необходимо выдержать паузу после нанесения последнего слоя прежде, чем применить усиленную сушку. Ее температура не должна превышать нормы - проверьте терморегулятор окрасочной камеры. То же самое - при инфракрасной сушке. В последнем случае соблюдайте рекомендованное расстояние от окрашиваемой поверхности до излучателя.


    Избавляются от пузырьков зачисткой до полного их удаления и нанесением нового покрытия.

     

    Перепыл

     

    Частички сухой краски прилипают к свеженанесенному покрытию. После высыхания краски результат не радует: шероховатая, лишенная блеска поверхность.


    Отвердитель, разбавитель. Разбавитель слишком быстрый, или вязкость препарата слишком велика.


    Напыление. Правильно регулируйте диаметр сопла пистолета (он не должен быть слишком мал) и следите за рабочим давлением - лишний раз сверьтесь с технической документацией. Соблюдайте технику напыления, в первую очередь скорость движения распылителя и расстояние до поверхности.


    Обычно этот дефект устраняется шлифованием. Можно после легкой зачистки заново напылить краску. Используя мерную линейку, добивайтесь рекомендованного соотношения компонентов.

     

    Разнотон

     

    Восстановленный участок покрытия отличается по оттенкам цветов от первоначального или имеет характерные расслоения.


    Отвердитель, разбавитель. Прежде чем наносить краску, подберите для нее подходящий разбавитель. При смешивании не поленитесь лишний раз прибегнуть к помощи вискозиметра для контроля вязкости.


    Напыление. Сверьтесь с каталогом Color map. Скорее всего, ошибка допущена в выборе кода, не соответствующего первоначальному отделочному покрытию. Не исключено, что добавлено слишком много одного из смешиваемых компонентов и формула смешения нарушена. В этом случае краску придется готовить заново. Точно соблюдайте технику напыления. Промешивать компоненты в смесительной машине следует очень тщательно, по 10-15 минут в начале рабочего дня, затем рекомендуется несколько раз повторить процедуру в середине рабочего дня.


    Дефектный участок придется зачистить (лучше всего использовать бумагу Р 800), смешать новую краску, провести тест-напыление и нанести покрытие заново.

     

    Вспучивание



     

    Возникает, если при напылении частично растворилась подложка.


    Выбор системы. Несовместимость покрытия и подложки приводит к вспучиванию. Этого можно избежать, проведя правильную диагностику подложки вокруг участка ремонта. Очень важен подбор грунтовки или выравнивателя по отношению к подложке. Неправильный подбор вызовет слабую адгезию нижележащего слоя с подложкой и в итоге приведет к вспучиванию. Правильно применяйте технику напыления.


    Напыление. Дождитесь, пока подложка полностью высохнет и затвердеет. Но не следует медлить: дождавшись подсыхания, сразу же напыляйте следующий слой. Передержка может привести к тому, что растворитель из предыдущего слоя растворит нанесенный слой.


    Не старайтесь наносить слишком толстое напыление, а в случаях с чувствительными подложками кладите аккуратный тонкий слой и выдерживайте необходимое время подсыхания между каждым покрытием.


    Любые вспученные слои должны быть удалены. Такой участок следует очистить до твердого слоя, предварительно дав ему просохнуть. После чего покрытие может быть восстановлено. Впрочем, всегда лучше предотвратить болезнь, тщательно соблюдая технологию окраски, чем потом лечить ее, да еще тратиться на дорогостоящие "медикаменты": краску, растворитель...



    Сморщивание



     

    Окрашенная поверхность принимает слегка волнистую форму.


    Напыление. Дефект появляется вследствие применения неподходящего разбавителя, отвердителя, или несоблюдения технологии напыления. Убедитесь в достаточной циркуляции воздуха в покрасочной камере. Соблюдайте время, необходимое для просушки между слоями, чтобы не наложить слой на еще мокрую подложку. Перед обезжириванием или зачисткой поверхности убедитесь сначала в том, что покрытие полностью высохло.


    Если сморщивание слабое, подвергните покрытие усиленной сушке, зачистите и нанесите заново. Сильное сморщивание требует полного удаления покрытия и нанесения нового.



    Водяные метки

     



     

     

    Их оставляют на покрытии испарившиеся капли воды. Возможны разные предпосылки появления меток, в частности, просчет в количестве отвердителя.


    Напыление, высыхание. Мастер правильно выдержал время, но нанес слишком толстый слой, который не успел просохнуть. Соблюдайте температурный и временной режим, берегитесь попадания на остывающее после сушки покрытие капель воды. Не мойте кузов сразу после остывания покрытия.


    Полирование эффективно удаляет водяные метки. Если дефект самопроизвольно возникает снова, без зачистки дефектного участка и повторного нанесения покрытия не обойтись.



    Просачивание пигмента



     

    Свеженанесенное отделочное покрытие имеет различия в цвете отдельных участков. Окрасочный слой впитывает пигменты из нижележащих слоев старой краски или фунта.


    Обезжиривание. Не полностью удалены восковое покрытие или битум, не смачивающиеся краской. Следует более тщательно обрабатывать растворителем участок ремонта и прилегающую зону.


    Отвердитель. В полиэфирный компонент внесено слишком много отвердителя, либо он недостаточно перемешан. Проверьте, соответствует ли соотношение компонентов рекомендациям инструкции.


    Чтобы исправить дефект, удалите покрытие, включая слой, из которого просачивается пигмент, и нанесите покрытие еще раз.



    Пузырение



    На поверхности покрытия видны маленькие пузырьки, расположенные поодиночке или группами. Образование пузырька происходит под отделочным покрытием в одном из нижележащих слоев, который можно увидеть, аккуратно вскрыв пузырек. Причиной являются частицы влаги или других загрязнений, приподнимающие слой краски. Дефект может проявится даже после длительного периода эксплуатации.


    Обезжиривание. Внимательно проверяйте подложку до обезжиривания. Обезжиривайте непосредственно перед напылением. Чтобы предотвратить конденсацию влаги из воздуха на обезжиренную поверхность, нагревайте кузов до температуры окружающей среды.


    Зачистка. После зачистки на поверхности панелей остались частицы соли, адсорбировавшие воду, или сухая пыль. Для их удаления тщательно мойте и просушивайте окрашиваемые поверхности. При использовании полиэфирной шпатлевки шлифование проводите только "сухим" способом.


    Отвердитель, разбавитель. Используйте только рекомендуемые в инструкции разбавители. Отвердители храните в плотно закрытой таре, чтобы предотвратить адсорбирование ими влаги из воздуха.


    Напыление. Возможно, сжатый воздух содержит масло или воду. Регулярно проверяйте и очищайте сепараторы.


    Для исправления дефекта удалите пузырящиеся слои наждачной бумагой или пескоструйной обработкой, после чего снова нанесите покрытие.



    Волосяные трещины



     

    Через некоторое время после покраски на поверхности окрасочного слоя появляется "сетка" из множества мелких трещин. В дальнейшем трещины пройдут сквозь все слои покрытия.


    Обезжиривание. При обезжиривании внимательно проверяйте материал подложки, на который будет наноситься окрасочный слой. Не исключено, что он уже имеет трещины.


    Отвердитель, разбавитель. Возможно, что в двухкомпонентный состав внесено слишком мало или слишком много отвердителя. Если использовалась однокомпонентная эмаль, избыток разбавителя может вызвать тот же эффект. Отмеривайте рекомендуемые дозы компонентов при помощи мерной линейки.


    Напыление. Дефект может быть вызван нанесением слишком толстых слоев базового или отделочного покрытия. Не превышайте допустимой толщины слоя, соблюдайте правила техники напыления.


    Для исправления удалите поврежденные слои и нанесите их заново.



    Кратерообразование



     

    Поверхность покрытия имеет маленькие впадины в форме кратеров. Иногда сквозь их дно виден нижележащий слой.


    Обезжиривание. Тщательно выполняйте операцию обезжиривания, используя при этом чистую ткань.


    Напыление. Возможно, сжатый воздух содержит частицы воды и масла. Проверьте и очистите сепараторы. Не проводите внутри окрасочной камеры работы с материалами, содержащими силикон.


    Исправить дефект можно следующим образом. Тщательно обезжирьте поверхность, отшлифуйте ее. Нанесите требуемое количество тонких слоев, соблюдая время промежуточной подсушки. Если кратерообразование продолжается, можно использовать антисиликоновую добавку, например Sikkens Antisilicone.



    Оконтуривание



     

    Сквозь окрасочное покрытие виден контур зоны, подвергавшейся шпатлеванию. Иногда вокруг участка ремонта видны следы шлифования.


    Выбор системы. Возможно, шпатлевка несовместима с материалом подложки. Полиэфирную шпатлевку наносите только на чистый металл или эпоксидный грунт.


    Обезжиривание. Перед зачисткой поверхности проводите тщательное обезжиривание для улучшения адгезии шпатлевки к подложке.


    Зачистка. Правильно выполняйте абразивную обработку поверхности до и после шпатлевания. Обратите особое внимание на использование материалов рекомендуемой зернистости. При доводке ремонтируемого участка следите за уровнем выроыненной области и зоной перехода.


    Шпатлевание. Не наносите шпатлевку на поверхность старого покрытия. Зона зачистки должна быть больше зоны шпатлевания. Нанося шпатлевку, сглаживайте кромки.


    Для того, чтобы исправить дефект, нужно зачистить окрашенное покрытие, повторно доработать зону шпатлевания, и заново распылить окрасочный слой.

     

    Плохое отверждение


    По прошествии времени, превышающего максимальный указанный в инструкции срок, слой краски (или шпатлевки) не твердеет. При надавливании пальцем на поверхности остается различимый отпечаток.


    Обезжиривание. Возможная причина - загрязнение подложки жирами. При обезжиривании проявляйте аккуратность.


    Отвердитель. Дефект может проявляться, если нарушены рекомендуемые соотношения при смешивании компонентов краски или шпатлевки или использован неподходящий или некачественный отвердитель.


    Напыление. Подобный эффект может проявляться, если напыление было проведено слишком толстым слоем или на холодную поверхность. Оптимальная температура поверхности - около 20°С.


    Сушка. В окрасочной камере нарушен температурный режим или недостаточна циркуляция воздуха. Соблюдайте рекомендованное время и температуру сушки. Если в камере холодно используйте ускоритель.


    Чтобы исправить положение просушите дефектный участок, если это не помогло, удалите мягкие слои растворителем и абразивом. Затем окрасьте заново.

     

     

     

     

     

    Источник информации Сайт:         http://www.pajero.us/repair/88.shtml

     

     

    Яндекс.Метрика