Приветствую Вас Гость | RSS

Понедельник, 20.11.2017, 14:21

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Классификация и обозначение моторных масел


    Наверное, любой автолюбитель согласится с тем, что залогом долговечной и безотказной работы двигателя является использование качественных моторных масел, характеристики которых в максимальной степени соответствовали бы заданным заводом-производителем параметрам. Учитывая тот факт, что автомобильные масла работают в широком диапазоне температур и при большом давлении, а также подвергаются воздействию агрессивных сред, к ним предъявляются очень серьезные требования. С целью упорядочения масел и облегчения процедуры их подбора для конкретного типа двигателя был разработан ряд международных стандартов. В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел:

    • SAE – Общество автомобильных инженеров;
    • API – Американский институт нефти;
    • ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
    • ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.

    Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

     

    Классификация моторных масел по SAE

     

    Одним из основных свойств моторных масел является вязкость, которая изменяется в зависимости от температуры. Классификация SAE разделяет все масла в зависимости от их вязкостно-температурных свойств на следующие классы:

    • Зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
    • Летние  – 20, 30, 40, 50, 60;
    • Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40.

     

    Класс по SAE

    Низкотемпературная вязкость

    Высокотемпературная вязкость

    Проворачивание

    Прокачиваемость

    Вязкость, мм2/с, при 100 °С

    Минимальная вязкость, мПа*с, при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1

    Максимальная вязкость, мПа*с

    Min

    Max

    0W

    6200 при -35 °С

    60000 при -40 °С

    3.8

    5W

    6600 при -30 °С

    60000 при -35 °С

    3.8

    10W

    7000 при -25 °С

    60000 при -30 °С

    4.1

    15W

    7000 при -20 °С

    60000 при -25 °С

    5.6

    20W

    9500 при -15 °С

    60000 при -20 °С

    5.6

    25W

    13000 при -10 °С

    60000 при -15 °С

    9.3

    20

    5.6

    < 9.3

    2.6

    30

    9.3

    < 12.6

    2.9

    40

    12.6

    < 16.3

    3.5 (0W-40; 5W-40;10W-40)

    40

    12.6

    < 16.3

    3.7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)

    50

    16.3

    < 21.9

    3.7

    60

    21.9

    26.1

    3.7

     

    Основной характеристикой зимних масел является низкотемпературная вязкость, которая определяется показателями проворачивания и прокачиваемости. Максимальная низкотемпературная вязкость проворачивания измеряется по методу ASTM D5293 на вискозиметре CСS.  Этот показатель соответствует значениям, при которых обеспечивается требуемая для запуска двигателя частота вращения коленчатого вала. Вязкость прокачиваемости определяется по методу ASTM D4684 на вискозиметре MRV. Температурный предел прокачиваемости определяет минимальную температуру, при которой насос способен подавать масло к деталям двигателя, не допуская сухого трения между ними. Вязкость, обеспечивающая нормальную работу системы смазки, не превышает 60 000 мПа*с.

    Для летних масел установлены минимальные и максимальные значения кинематической вязкости при 100 °С, а также показатели минимальной динамической вязкости при температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.

    Всесезонные масла должны удовлетворять требованиям, которые определены для соответствующих классов зимних и летних масел, входящих в обозначение.

     

    Классификация моторных масел по API

     

    Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

    • Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
    • Категория «C» (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

    В обозначение класса масла входят две буквы: первая – категория (S или C), вторая – уровень эксплуатационных свойств.

    В настоящее время категория S состоит из 12 классов моторных масел – SA, SB, SC, SD, SE, CF, CG, SH, SJ, SL, SM, SN.

     

    Год введения в действие

     

    1930

    1964

    1968

    1972

    1980

    1989

    1994

    1997

    2001

    2004

    2010

    Класс масла

    SA

    SB

    SC

    SD

    SE

    SF

    SG

    SH

    SJ

    SL

    SM

    SN

     

    В категорию C входит 14 классов — CA, CB, CC, CD, CD-II, SE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4 Plus, CJ-4.

     

    Год введения в действие

    1940

    1949

    1961

    1955

    1972

    1983

    1990

    1994

    1994

    1994

    1998

    2004

    2010

    Класс масла

    CA

    CB

    CC

    CD

    CD-II

    CE

    CF-4

    CF

    CF-2

    CG-4

    CH-4

    CI-4

    CJ-4

    Цифры в обозначениях (например, CF-4, CF-2) дают представление о применимости масел в 2-х или 4-тактных двигателях.

    Если моторное масло может использоваться как в бензиновых, так и дизельных двигателях, то обозначение состоит из двух частей. В первой указывается тип двигателя, для которого масло оптимизировано, во второй – еще один допускаемый тип двигателя. Пример обозначения – API SI-4/SL.

     

    Класс API

    Эксплуатационные условия

    Категория S

    SH

    Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков. Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел.

    SJ

    Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве.

    SL

    Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел.

    SM

    Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам.

    SN

    Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе.

    Категория С

    CH-4

    Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях.

    CI-4

    Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел при содержании в дизельном топливе серы до 0.5%. Обеспечивает увеличение срока эксплуатации двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Предъявляются дополнительные требования к противоокислительным свойствам, износостойкости, образованию отложений, вспениванию, деградации уплотнительных материалов, потере вязкости при сдвиге.

    CJ-4

    Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений.

     

    Классификация моторных масел по ACEA

     

    Классификация ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:

    • A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
    • C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
    • E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

    В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).

     

    Классификация моторных масел по ГОСТ

     

    Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

    • классы по кинематической вязкости;
    • группы по эксплуатационным свойствам.

    По кинематической вязкости ГОСТ 17479.1-85 подразделяет масла на следующие классы:

    • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
    • зимние – 3, 4, 5, 6;
    • всесезонные – 3З/8, 4З/6, 4З/8, 4З/10, 5З/10, 5З/12, 5З/14, 6З/10, 6З/14, 6З/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

    Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85:

     

    Класс вязкости

    Кинематическая вязкость при температуре 100 °С

    Кинематическая вязкость при температуре -18 °С, мм2/с, не более

    не менее

    не более

    3З

    3.8

    1250

    4З

    4.1

    2600

    5З

    5.6

    6000

    6З

    5.6

    10400

    6

    5.6

    7.0

    8

    7.0

    9.3

    10

    9.3

    11.5

    12

    11.5

    12.5

    14

    12.5

    14.5

    16

    14.5

    16.3

    20

    16.3

    21.9

    24

    21.9

    26.1

    3З/8

    7.0

    9.3

    1250

    4З/6

    5.6

    7.0

    2600

    4З/8

    7.0

    9.3

    2600

    4З/10

    9.3

    11.5

    2600

    5З/10

    9.3

    11.5

    6000

    5З/12

    11.5

    12.5

    6000

    5З/14

    12.5

    14.5

    6000

    6З/10

    9.3

    11.5

    10400

    6З/14

    12.5

    14.5

    10400

    6З/16

    14.5

    16.3

    10400

     

    По области применения все моторные масла подразделяются на шесть групп – А, Б, В, Г, Д, Е.

    Группы моторных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.1-85:

     

    Группа масел по эксплуатационным свойствам

    Рекомендуемая область применения

    А

    Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

    Б

    Б1

    Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

    Б2

    Малофорсированные дизели

    В

    В1

    Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

    В2

    Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений

    Г

    Г1

    Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

    Г2

    Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

    Д

    Д1

    Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1

    Д2

    Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

    Е

    Е1

    Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами.

    Е2

     

    Индекс 1 указывает на то, что масло предназначено для бензиновых двигателей, индекс 2 – для дизелей. Универсальные масла не имеют индекса в обозначении.

    Пример обозначения моторного масла:

    M – 4З/8 – В2Г1

    М – моторное масло, 4З/8 – класс вязкости, В2Г1 – может применяться в среднефорсированных дизелях (В2) и высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1).

     

    Классификация моторных масел по ILSAC

     

    Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

     

    Категория ILSAC

    Год введения

    Описание

    ILSAC GF-1

    Устарела

    Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60

    ILSAC GF-2

    1996

    Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, к классам GF-1 добавляются дополнительно SAE 0W-20, 5W-20

    ILSAC GF-3

    2001

    Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также улучшенными показателями испаряемости. Классы ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.

    ILSAC GF-4

    2004

    Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с катализаторами отработанных газов.

    ILSAC GF-5

    2010

    Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализаторами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами.

     

     

     

    Источник информации Сайт:       http://avtonam.ru/fluids/klassifikaciya-i-oboznachenie-motornyx-masel/

     

     

     

    Яндекс.Метрика