Приветствую Вас Гость | RSS

Понедельник, 20.11.2017, 14:22

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Задачи и назначение транспортно - трасологической экспертизы


    Исследование механизма ДТП

    1. Задачи транспортно – трасологической экспертизы.
    2. Назначение и проведение транспортно – трасологической экспертизы.
    3. Рекомендации при назначении транспортно – трасологической экспертизы.
    4. Ознакомление с заключением транспортно – трасологической экспертизы.

    Дорожно-транспортное происшествие представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов. Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

    Задачи транспортно – трасологической экспертизы.

    Главной задачей, которую призвана решать транспортно – трасологическая экспертиза, является расследование причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

    Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

    1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

    1. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Основная цель - ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом ставятся следующие вопросы:

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Назначение и проведение транспортно – трасологической экспертизы.

    Транспортно – трасологическая экспертиза по делам о дорожных присшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

    Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным - КоАП, уголовно- процессуальным - УПК РФ, гражданским процессуальным - ГПК РФ, арбитражным процессуальным - АПК РФ.

    Рекомендации при назначении транспортно – трасологической экспертизы.

    По общему правилу, проведение транспортно – трасологической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц. В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы. Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

    К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию. Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу. При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

    Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении транспортно – трасологической экспертизы.

    Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

    • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
    • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
    • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

    Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для транспортно – трасологической экспертизы. Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

    При ознакомлении с постановлением о назначении транспортно – трасологической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

    Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер. Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица. При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением транспортно – трасологической экспертизы.

    Источниками сведений, которые необходимы для экспертного транспортно – трасологического  исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

    Заявляя ходатайство о проведении транспортно – трасологической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

    В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно - правовой формой деятельности. Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг. Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации. Практическую помощь в данном вопросе могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

    Ознакомление с заключением транспортно – трасологической экспертизы.

    Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта. Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

    Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

    Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств. В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий. Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

    Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

    Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании. Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов. При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

    В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

     

    Яндекс.Метрика