Существующие классификации АТС отражают общественно- экономические цели и интересы общества.
Так, в России существует оставшаяся со времени государственной экономики классификация АТС по назначению: легковые, автобусы, бортовые, самосвалы, фургоны и т. д. В европейских странах автомобили, рассматриваемые, как товар, разделяются по главному потребительскому признаку: пассажирские, грузовые, без ДВС, для индивидуального применения. Для легковых автомобилей существенным является комфортабельность (6 классов габаритных размеров: особо малый А, малый В, малый средний С, средний D, высший средний Е, высший F и 5 классов по типам кузова: седан, купе/кабриолеты, внедорожники, мини-вэны, кроссоверы).
Основным принципом, положенным в основу классификации АТС по требованиям безопасности, является равенство обеспечивающих безопасность свойств автотранспорта, участвующего в дорожном движении (находящегося в эксплуатации). Однако возможности реализовать конструктивные требования к безопасности в условиях действующих производств изготовителей автомобилей, позволяют распространить это положение (назовем его - эксплуатационный принцип) только внутри определенных групп АТС (категорий).
Поэтому, согласно Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.З), принятой Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) [документы TRANSAVP29/78/Rev. 1 /Amend.2 и TRANSAVP29/78/ Rev.l/Amend.4 дополнения к Приложению 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств СР.З], АТС для целей безопасности классифицируют: по конструктивным признакам (количество колес, полная масса, наличие двигателя), по социальной значимости (для перевозки грузов, для перевозки пассажиров). С 01.01.2004 г. в Российской Федерации введен в действие ГОСТ Р 52051-2003, гармонизированный с Приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств и Директивой ЕС 2002/24, в котором международная классификация принята в качестве национальной для оценки соответствия АТС требованиям безопасности.
Эта классификация позволяет сопоставлять предписанные международными и национальными стандартами нормативные показатели безопасности составных частей АТС, находящихся в эксплуатации. Как показали экспериментальные исследования уровня технического состояния в эксплуатации, АТС, входящие в одну классификационную категорию, обладают достаточно близкими показателями безопасности.
Классификация АТС по ЕЭК ООН
Согласно принятой КВТ ЕЭК ООН классификации АТС делятся на категории, обозначаемые соответственно прописными буквами латинского алфавита: L, М, N, О, Т, G. Разделение АТС внутри категории на классы обозначается арабскими цифрами с нижнем индексом, например: Мь N2, 03, или Т (без указания индекса) или MiG (для транспортных средств повышенной проходимости). Классификация по ГОСТ Р 52051-2003 категории L, М, N, О приведена в табл. 1.
Таблица 1. Классификация автотранспортных средств и прицепов по ГОСТ Р 52051
Категория |
Технически допустимая максимальная масса, т |
Характеристика АТС |
Примеры АТС массового производства |
||
М, |
|
Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя) |
LADA 21099, 2110, 2121; ГАЗ 32212,3110, 2217; Ford Focus, VW Golf, BMW 3, 5-Series, Hyundai Getz, Toyota Corolla, Nissan Patrol, Subaru Legacy, Volvo S40 |
||
М2 |
До 5 |
Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие более 8 мест, кроме места водителя) |
ГАЗ 32213, 322132, 22171, 3239 Семар Mercedes-Benz 413 CDI, IVECO Daily |
||
М3 |
Св.5 |
Автобус, состоящий из шарнирно сочлененных секций, рассматривают как одно АТС |
ПАЗ 32054, Волжанин 3290,5270,6270, 5285; Икарус 180, ЛиАЗ-5256.25, 6212 |
||
n, |
До 3,5 |
Для перевозки грузов. Специальное оборудование, устанавливаемое на АТС, рассматривают как эквивалент груза |
ГАЗ 3302, 2705, 2310, 2752; Volkswagen LT 35 |
||
n2 |
Св. 3,5 до 12 |
ЗИЛ 478102, ГАЗ-САЭ-35072, ГАЗ 3309 |
|||
n3 |
Св. 12,0 |
УРАЛ 5557-10; ЗИЛ 541720, Mercedes-Benz 1944, КамАЗ-53215, 6540 |
|||
о, |
До 0,75 |
Буксируемое АТС - прицепы |
CA3-82993, -82994, -82993-01; |
||
о2 |
Св. 0,75 до 3,5 |
Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы |
CA3-831711,-9459 |
||
03 |
Св. 3,5 до 10** |
Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы* |
ОдАЭ-93572, СЗАП-85514, -8543; ГКБ 8328-01, 819-01; НефАЗ-8332, -9334; |
||
о4 |
Более 10** |
MA3-938020-012, ОдАЗ-93577 |
* Для буксирующих АТС, предназначенных для сочленения с полуприцепом (тягачей для полуприцепов или седельных тягачей), в качестве технически допустимой максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу полуприцепом через седельно-сцепное устройство, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.
** Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве технически допустимой максимальной массы рассматривают массу, соответствующую статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность полуприцепом или прицепом с центральной осью, несущим максимальную нагрузку, при наличии соединения с буксирующим АТС (тягачом).
Категория L - механические транспортные средства, имеющие не более четырех колес. На них распространяются Правила ЕЭК ООН № 3, 6, 7, 9, 16, 19, 22, 24, 28, 39, 40,41,43, 47, 50, 53, 56, 57, 60, 62, 63, 69, 72, 74, 75, 76, 78, 81, 82, 84, 88, 90, 92, 112, 113.
Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. ... На них распространяются следующие Правила ЕЭК ООН № 1-2, 3, 4,5,6,7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49, 51, 52, 54, 55, 59, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 77, 79, 80, 83, 84, 85, 87, 89, 90, 91, 94, 95, 97, 98, 99, 100, 101, 103, 104, 107, 108, 109, 110, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 121, 122, 123, 124, 125, 126.
Транспортные средства категории М2, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более восьми мест для сидения и максимальную массу не более 5 т, подразделяются на два класса:
Класс А - транспортные средства, предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортные средства этого класса оборудуются местами для сидения, но в основном в них предусматриваются места для стоящих пассажиров.
Класс В - транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортные средства этого класса не могут перевозить стоящих пассажиров.
Транспортные средства категории М3, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более восьми мест для сидения и максимальную массу более 5 т, подразделяются на три класса:
Класс I - транспортные средства, в конструкции которых предусмотрены места для перевозки стоящих пассажиров так, чтобы пассажиры могли постоянно передвигаться по салону.
Класс II - транспортные средства, которые сконструированы главным образом для перевозки сидящих и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или местах, не выходящих за пределы пространства, отведенного для двух сдвоенных сидений.
Класс Ш - транспортные средства, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.
Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов. ... На них распространяются следующие Правила ЕЭК ООН: 1-2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 31, 34, 37, 38, 39, 43, 45, 46, 48, 49, 51, 54, 55, 58, 59, 61, 65, 67, 68, 69, 70, 73, 77, 79, 83, 84, 85, 87, 89, 90, 91, 93, 95, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 119, 121, 122, 123.
Категория О - немеханические колесные транспортные средства: прицепы и полуприцепы. На них распространяются следующие Правила ЕЭК ООН: 3, 4, 6, 7, 10, 13, 23, 27, 30, 34, 37, 38, 43, 48, 54, 55, 58, 65, 70, 73, 77, 79, 90, 91, 102, 104, 105, 108, 109, 111, 117, 122.
Одна или более осей полуприцепа может быть ведущей с приводом от буксирующего транспортного средства (тягача):
полный прицеп - буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и буксирным (тягово-сцепным) устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и служит для поворота передней(их) оеи(ей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство (тягач);
прицеп с центральной осью - буксируемое АТС, оборудованное тягово-сцепным устройством, которое не может двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10 % массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу.
Разработанные предписания по каждой категории ТС систематически перерабатываются, дополняются и уточняются. Упраздняются устаревшие нормативы и вводятся новые, более строгие требования, расширяется номенклатура видов испытаний автомобилей, в частности: антиблокировочных систем, ударно-прочностных свойств кабин и кузова, систем индивидуальной защиты водителя и пассажиров. При этом используются критерии биомеханической выносливости человека к ударным нагрузкам. Рассматриваются пути повышения внешней безопасности автомобилей при наездах на пешеходов и других незащищенных участников движения. Большое внимание уделяется экологической безопасности. ЕЭК ООН предполагает принять новые и ужесточить действующие Правила, нормирующие содержание токсичных компонентов в отработавших газах, уровни шума и радиопомех. В перспективе намечена разработка предписаний по снижению расхода топлива транспортными средствами всех категорий, продлению срока службы подвижного состава, рациональному расходу невозобнов- ляемых природных ресурсов (в первую очередь жидкого топлива).
Источник информации: Учебное пособие Безопасность транспортных средств (автомобили) В.А. Гудков, Ю. Я. Комаров, А. И. Рябчинский, В. Н. Федотов