Приветствую Вас Гость | RSS

Суббота, 20.04.2024, 15:05

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Принципы классификации АМТС


     

     

    Существующие классификации АТС отражают общественно- экономические цели и интересы общества.

     

    Так, в России существует оставшаяся со времени государст­венной экономики классификация АТС по назначению: легковые, автобусы, бортовые, самосвалы, фургоны и т. д. В европейских странах автомобили, рассматриваемые, как товар, разделяются по главному потребительскому признаку: пассажирские, грузовые, без ДВС, для индивидуального применения. Для легковых автомо­билей существенным является комфортабельность (6 классов габа­ритных размеров: особо малый А, малый В, малый средний С, сред­ний D, высший средний Е, высший F и 5 классов по типам кузова: седан, купе/кабриолеты, внедорожники, мини-вэны, кроссоверы).

     

    Основным принципом, положенным в основу классификации АТС по требованиям безопасности, является равенство обеспечи­вающих безопасность свойств автотранспорта, участвующего в до­рожном движении (находящегося в эксплуатации). Однако воз­можности реализовать конструктивные требования к безопасности в условиях действующих производств изготовителей автомобилей, позволяют распространить это положение (назовем его - эксплуа­тационный принцип) только внутри определенных групп АТС (ка­тегорий).

     

    Поэтому, согласно Сводной резолюции о конструкции транс­портных средств (СР.З), принятой Комитетом по внутреннему тран­спорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) [документы TRANSAVP29/78/Rev. 1 /Amend.2 и TRANSAVP29/78/ Rev.l/Amend.4 дополнения к Приложению 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств СР.З], АТС для целей безо­пасности классифицируют: по конструктивным признакам (коли­чество колес, полная масса, наличие двигателя), по социальной значимости (для перевозки грузов, для перевозки пассажиров). С 01.01.2004 г. в Российской Федерации введен в действие ГОСТ Р 52051-2003, гармонизированный с Приложением 7 Сводной ре­золюции о конструкции транспортных средств и Директивой ЕС 2002/24, в котором международная классификация принята в каче­стве национальной для оценки соответствия АТС требованиям безопасности.

     

    Эта классификация позволяет сопоставлять предписанные ме­ждународными и национальными стандартами нормативные пока­затели безопасности составных частей АТС, находящихся в экс­плуатации. Как показали экспериментальные исследования уровня технического состояния в эксплуатации, АТС, входящие в одну классификационную категорию, обладают достаточно близкими показателями безопасности.

     

    Классификация АТС по ЕЭК ООН

     

    Согласно принятой КВТ ЕЭК ООН классификации АТС делят­ся на категории, обозначаемые соответственно прописными буква­ми латинского алфавита: L, М, N, О, Т, G. Разделение АТС внутри категории на классы обозначается арабскими цифрами с нижнем индексом, например: Мь N2, 03, или Т (без указания индекса) или MiG (для транспортных средств повышенной проходимости). Классификация по ГОСТ Р 52051-2003 категории L, М, N, О при­ведена в табл. 1.

     

    Таблица 1. Классификация автотранспортных средств и прицепов по ГОСТ Р 52051

     

    Кате­гория

    Технически допустимая максималь­ная масса, т

    Характеристика АТС

    Примеры АТС массового производства

    М,

     

    Для перевозки пас­сажиров (АТС, име­ющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя)

    LADA 21099, 2110, 2121; ГАЗ 32212,3110, 2217; Ford Focus, VW Golf, BMW 3, 5-Series,

    Hyundai Getz, Toyota Corolla, Nissan Patrol, Subaru Legacy, Volvo S40

    М2

    До 5

    Для перевозки пас­сажиров (АТС, име­ющие более 8 мест, кроме места води­теля)

    ГАЗ 32213, 322132, 22171, 3239 Семар

    Mercedes-Benz 413 CDI, IVECO Daily

    М3

    Св.5

    Автобус, состоя­щий из шарнирно сочлененных сек­ций, рассматрива­ют как одно АТС

    ПАЗ 32054,

    Волжанин 3290,5270,6270, 5285; Икарус 180, ЛиАЗ-5256.25, 6212

    n,

    До 3,5

    Для перевозки гру­зов. Специальное оборудование, уста­навливаемое на АТС, рассматривают как эквивалент груза

    ГАЗ 3302, 2705, 2310, 2752; Volkswagen LT 35

    n2

    Св. 3,5 до 12

    ЗИЛ 478102,

    ГАЗ-САЭ-35072, ГАЗ 3309

    n3

    Св. 12,0

    УРАЛ 5557-10; ЗИЛ 541720, Mercedes-Benz 1944, КамАЗ-53215, 6540

    о,

    До 0,75

    Буксируемое АТС - прицепы

    CA3-82993, -82994, -82993-01;

    о2

    Св. 0,75 до 3,5

    Буксируемые АТС - прицепы и полу­прицепы

    CA3-831711,-9459

    03

    Св. 3,5 до 10**

    Буксируемые АТС - прицепы и полу­прицепы*

    ОдАЭ-93572, СЗАП-85514, -8543; ГКБ 8328-01, 819-01; НефАЗ-8332, -9334;

    о4

    Более 10**

    MA3-938020-012, ОдАЗ-93577

     

     

    * Для буксирующих АТС, предназначенных для сочленения с полуприцепом (тягачей для полуприцепов или седельных тягачей), в качестве технически допустимой максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответст­вующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу полупри­цепом через седельно-сцепное устройство, а также, если это применимо, максимальной мас­сы груза, размещенного на тягаче.

     

    ** Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в ка­честве технически допустимой максимальной массы рассматривают массу, соответствую­щую статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность полупри­цепом или прицепом с центральной осью, несущим максимальную нагрузку, при наличии соединения с буксирующим АТС (тягачом).

     

    Категория L - механические транспортные средства, имею­щие не более четырех колес. На них распространяются Правила ЕЭК ООН № 3, 6, 7, 9, 16, 19, 22, 24, 28, 39, 40,41,43, 47, 50, 53, 56, 57, 60, 62, 63, 69, 72, 74, 75, 76, 78, 81, 82, 84, 88, 90, 92, 112, 113.

     

    Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. ... На них распространяются следующие Правила ЕЭК ООН № 1-2, 3, 4,5,6,7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49, 51, 52, 54, 55, 59, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 77, 79, 80, 83, 84, 85, 87, 89, 90, 91, 94, 95, 97, 98, 99, 100, 101, 103, 104, 107, 108, 109, 110, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 121, 122, 123, 124, 125, 126.

     

    Транспортные средства категории М2, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более восьми мест для сидения и максимальную массу не более 5 т, под­разделяются на два класса:

     

    Класс А - транспортные средства, предназначенные для пере­возки стоящих пассажиров; транспортные средства этого класса оборудуются местами для сидения, но в основном в них преду­сматриваются места для стоящих пассажиров.

     

    Класс В - транспортные средства, не предназначенные для пе­ревозки стоящих пассажиров; транспортные средства этого класса не могут перевозить стоящих пассажиров.

     

    Транспортные средства категории М3, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более во­сьми мест для сидения и максимальную массу более 5 т, подразде­ляются на три класса:

     

    Класс I - транспортные средства, в конструкции которых пре­дусмотрены места для перевозки стоящих пассажиров так, чтобы пассажиры могли постоянно передвигаться по салону.

     

    Класс II - транспортные средства, которые сконструированы главным образом для перевозки сидящих и в которых может пре­дусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или местах, не выходящих за пределы пространства, отведенного для двух сдвоенных сидений.

     

    Класс Ш - транспортные средства, сконструированные исклю­чительно для перевозки сидящих пассажиров.

     

    Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевоз­ки грузов. ... На них распространяются следующие Правила ЕЭК ООН: 1-2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 31, 34, 37, 38, 39, 43, 45, 46, 48, 49, 51, 54, 55, 58, 59, 61, 65, 67, 68, 69, 70, 73, 77, 79, 83, 84, 85, 87, 89, 90, 91, 93, 95, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 119, 121, 122, 123.

     

    Категория О - немеханические колесные транспортные средства: прицепы и полуприцепы. На них распространяются сле­дующие Правила ЕЭК ООН: 3, 4, 6, 7, 10, 13, 23, 27, 30, 34, 37, 38, 43, 48, 54, 55, 58, 65, 70, 73, 77, 79, 90, 91, 102, 104, 105, 108, 109, 111, 117, 122.

     

    Одна или более осей полуприцепа может быть ведущей с при­водом от буксирующего транспортного средства (тягача):

     

    полный прицеп - буксируемое АТС, оборудованное по мень­шей мере двумя осями и буксирным (тягово-сцепным) устройст­вом, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и служит для поворота передней(их) оеи(ей), но не пере­дает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирую­щее транспортное средство (тягач);

     

    прицеп с центральной осью - буксируемое АТС, оборудован­ное тягово-сцепным устройством, которое не может двигаться от­носительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким об­разом, что только незначительная статическая вертикальная за­грузка, не превышающая 10 % массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу.

     

    Разработанные предписания по каждой категории ТС система­тически перерабатываются, дополняются и уточняются. Упраздня­ются устаревшие нормативы и вводятся новые, более строгие тре­бования, расширяется номенклатура видов испытаний автомоби­лей, в частности: антиблокировочных систем, ударно-прочностных свойств кабин и кузова, систем индивидуальной защиты водителя и пассажиров. При этом используются критерии биомеханической выносливости человека к ударным нагрузкам. Рассматриваются пути повышения внешней безопасности автомобилей при наездах на пешеходов и других незащищенных участников движения. Большое внимание уделяется экологической безопасности. ЕЭК ООН предполагает принять новые и ужесточить действующие Правила, нормирующие содержание токсичных компонентов в от­работавших газах, уровни шума и радиопомех. В перспективе на­мечена разработка предписаний по снижению расхода топлива транспортными средствами всех категорий, продлению срока службы подвижного состава, рациональному расходу невозобнов- ляемых природных ресурсов (в первую очередь жидкого топлива).

     

     

    Источник информации: Учебное пособие Безопасность транспортных средств (автомобили) В.А. Гудков, Ю. Я. Комаров, А. И. Рябчинский, В. Н. Федотов

     

     

     

    Яндекс.Метрика