Приветствую Вас Гость | RSS

Пятница, 29.03.2024, 11:29

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сертификация АТС


     

    Национальные (внутренние) и международные документы, регламентирующие требования безопасности автомобиля. Ответственность за нарушения безопасности транспортных средств

     

    Сертификация АТС

     

    В развитых странах требования к безопасности АТС установ­лены законодательными актами. В Российской Федерации такими документами являются: федеральный закон от 10.12.95 г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» и федеральный закон от 10.01.2003 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    С целью разрешения реализации в России АТС, соответствую­щих установленным требованиям безопасности для жизни, здоро­вья или имущества граждан и охраны окружающей среды, прово­дятся их испытания и проверки производства в рамках обязатель­ной сертификации. Правила и порядок обязательной сертификации по требованиям безопасности регламентируются федеральным за­коном от 27.12.2003 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Для сертификации автомобилей, составных частей и оборудования, запасных частей и принадлежностей создана Система механиче­ских транспортных средств и прицепов. Система распространяется на автобусы, троллейбусы, электромобили, мотоциклы, мопеды, прицепной состав, их составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности на территории РФ.

    В Системе учтены положения Руководства ИСО/МЭК 7, 16, 23, 28, 40, 48, 53, 56, европейских стандартов EN 45011, EN 45012, а также МС ИСО серии 9000. Система учитывает обязательства и требования, вытекающие из присоединения Российской Федерации к Женевскому Соглашению 1958 г., к Глобальному соглашению 1998 г., Соглашению о периодических технических осмотрах 1997 г., а также к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года.

    Основополагающим документом Системы являются Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденные 09.10.96 г. Гос­стандартом России. Правила содержат:

    порядок сертификации транспортных средств, составных час­тей и предметов оборудования;

    порядок сертификации запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам.

    В Системе соответствие автомобилей установленным требова­ниям нормативных документов подтверждается посредством выда­чи «Одобрения типа транспортного средства». По отдельным свой­ствам, а также на составные части и предметы оборудования, зап­части и принадлежности оформляется «Сертификат соответствия».

    Дополнительно к ранее действующим отраслевым и государст­венным стандартам нормативные документы с техническими тре­бованиями безопасности автомобилей согласно международным обязательствам России приняты и введены в действие с 1999 г. По­становлением Госстандарта России в качестве национальных стан­дартов системы ГОСТ Р группы 41.

    Стандарты содержат обязательные требования для автомоби­лей, идентичные по тексту Правилам ЕЭК ООН. При отсутствии Правил ЕЭК ООН или при наличии национальных нормативных документов с дополнительными требованиями безопасности ТС, проверки в Системе проводятся также и по национальным норма­тивным документам.

    Проверка соответствия конкретного типа автомобиля требова­ниям безопасности в общем случае предусматривает следующие работы:

    определение путем проведения испытаний соответствия образ­ца требованиям безопасности, установленным нормативными до­кументами;

    проверку производства автомобилей на наличие условий, обес­печивающих стабильный уровень характеристик и показателей безопасности, подтверждаемых испытаниями;

    выдачу «Одобрения типа транспортного средства»;

    инспекционный контроль соответствия выпускаемых автомо­билей требованиям безопасности.

    При выдаче «Одобрения типа транспортного средства» при­знаются результаты проверок соответствия автомобилей требова­ниям безопасности в других региональных или национальных сис­темах, действующих в рамках Женевского Соглашения 1958 г., о присоединении к которому заявлено Российской Федерацией.

    «Одобрение типа транспортного средства», выдается изготови­телю (импортеру) Административным органом Системы по уста­новленной форме на срок не более 3 лет. При принятии решения о соответствии выпускаемых (импортируемых) автомобилей на сле­дующий срок выдается новый документ «Одобрение типа транс­портного средства». Перечень нормативных документов (Прави­ла ЕЭК ООН, государственные и отраслевые стандарты), техничес­кие требования которых обязательны для выдачи «Одобрения типа транспортного средства» со сроком действия 1 год, приве­ден в табл. 1.

     

    Таблица 1. Минимальный перечень технических требований, обязательных при сертификации механических транспортных средств и прицепов для выдачи «Одобрения типа транспортного средства» со сроком его действия 1 год

     

     

    Технические требования или объект регламентации

    Категории транспортных средств, на ко­торые распро­страняются технические требования

    Наименование и номер нормативного документа

    1. Тормозные свойства или тормозные системы

    М„ N, О,

    Правила № 13 ЕЭК ООН, ГОСТ 22895

    Правила № 78 ЕЭК ООН, ОСТ 37.004.008

    2. Выделение загрязняющих газообразных веществ с от­работавшими газами дви­гателей внутреннего сго­рания

    M„N„M2, M3,N2,N3,

    О,

    Правила №83 ЕЭК ООН, Правила № 15 ЕЭК ООН, ОСТ 37.001 .054, Правила № 49-01 ЕЭК ООН, ОСТ 37.001 070, ОСТ 37.001 234, Правила № 40 ЕЭК ООН, ОСТ 37.001 .262, Правила № 47 ЕЭК ООН, ОСТ 37.004.013, ГОСТ 17.2.2.03

    3. Дымность отработавших газов транспортных средств с дизельными двигателями

    M,N

    Правила № 24 ЕЭК ООН, ГОСТ 21393-75

    4. Внешний шум

    М, N,

    Правила №51 ЕЭК ООН, ГОСТ 27436

    Правила № 9,41,63 ЕЭК ООН, ОСТ 37.004.022

    5. Внутренний шум

    М, N

    ГОСТ 27435

    6. Содержание вредных ве­ществ в салоне и кабине

    М, N

    ГОСТ 12.1. 005 РД 37.052. 154

    7. Установка устройств ос­вещения и световой сиг­нализации

    М, N, О,

    Правила № 48 ЕЭК ООН ГОСТ 8769

    Правила № 53 ЕЭК ООН Правила № 74 ЕЭК ООН ОСТ 37.003.038 ОСТ 37.003.071

     

     

    Окончание таблицы № 1.

     

     

    Технические требования или о&ьект регламентации

    Категории транспортных средств, на ко­торые распро­страняются технические требования

    Наименование и номер нормативного документа

    8. Травмобезопасность ру­левого управления*

    М,

    Правила № 12 ЕЭК ООН ОСТ 37.001. 017

    9. Места крепления рем­ней безопасности*

    Mi

    Правила № 14 ЕЭК ООН ГОСТ 2 1 С 1,5

    10. Ремни безопасности*

    М,

    Правила № 1 6 ЕЭК ООН ГОСТ 18837

    11. Общие требования без­опасности

    М2*

    М3, М3*

    Правила № 52 ЕЭК ООН (п.п. 5.5.1.1,5.5.1.3, 5.5.4.1 ,5.5.4.2, 5.5.4.3),

    Правила № 36- 03 ЕЭК ООН (п.п. 5.5.1, 5.5.2, 5.5.3/кроме 5.5.3.3, 5.5.3.5/, 5.5.4, 5.5.5), 5.5.8,5.5.9,5.6.1.3,5.6.1.5, 5.6.1.9, 5.6..2.1-5..6..2.3, 5.6.2.5 - 5.6.2.7, 5.6.3/ по клас­су I/, 5.6 4/ кроме 5.6.4. 6/, 5.6.7-5.6.11,5.7.1-5.7.4)

    12. Обзорность с места во­дителя

    М2, М3

    ГОСТ 28070

    13. Зеркала заднего вида и их установка

    М3

    Правила № 46 ЕЭК ООН

    14. Управляемость и устой­чивость транспортных средств

    М3, N3, 03, о4, м2**

    ОСТ 37.001 .471 ОСТ 37.001 .487 РД 37.001 .005

    15. Светопропускание стекол

    M, N

    Правила № 43 ЕЭК ООН, ГОСТ 5727

     

    * Для транспортных средств общественного пользования по Правилам № 36,52 ЕЭК ООН.

    **Для транспортных средств, не относящихся к транспортным средствам обществен­ного пользования, по Правилам № 36 ЕЭК ООН.

     

    В «Одобрении типа транспортного средства» приводятся опи­сания типа транспортного средства, типа двигателя, основных сис­тем, обеспечивающих требования безопасности, масса и габарит­ные размеры. В приложении дается перечень официальных сооб­щении о проведенных испытаниях и проверках транспортного средства. Номер «Одобрения типа транспортного средства» приво­дится в паспорте транспортного средства и информационной таб­личке на кузове автомобиля.

    Контроль соответствия АТС требованиям эксплуатационной безопасности проводится при государственных технических ос­мотрах автомобилей. Нормативным документом, на соответствие которому проводится проверка технического состояния АТС, явля­ется ГОСТ Р 51709-2001 с изм. № 1 от 26.08. 2005 г.

    Обеспечение требований безопасности при допуске ТС к экс­плуатации возложены на должностных лиц Постановлением Сове­та Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 № 1090.

     

    Ответственность за нарушение требований безопасности АТС

     

    За нарушение требований безопасности автотранспорта преду­смотрена гражданская, административная и уголовная ответствен­ность. В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ пре­ступления против безопасности движения и эксплуатации транс­порта сведены в главу 7.

    Уголовному наказанию подлежат:

    • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности, обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть человека, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
    • нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем другим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации, повлекшее по неосторожности смерть человека, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
    • недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, связи или иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неис­правных транспортных средств лицом, ответственным за техниче­ское состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности смерть человека, или причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, или причинение круп­ного ущерба.

    Согласно Кодексу Российской Федерации об административ­ных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция) административный штраф, в частности, накладывается:

    • за нарушение Правил дорожного движения;
    • выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических ТС с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума;
    • нарушение правил перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.

     

    Юридические лица и граждане, деятельность которых связа­на с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов и т. д.), согласно действующе­му Гражданскому кодексу РФ обязаны возместить вред, причинен­ный источником повышенной опасности. Если в результате ДТП пострадали третьи лица, вред, причиненный им, также подлежит возмещению владельцами АТС.

     

     

     

    Яндекс.Метрика