Национальные (внутренние) и международные документы, регламентирующие требования безопасности автомобиля. Ответственность за нарушения безопасности транспортных средств
В развитых странах требования к безопасности АТС установлены законодательными актами. В Российской Федерации такими документами являются: федеральный закон от 10.12.95 г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» и федеральный закон от 10.01.2003 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
С целью разрешения реализации в России АТС, соответствующих установленным требованиям безопасности для жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды, проводятся их испытания и проверки производства в рамках обязательной сертификации. Правила и порядок обязательной сертификации по требованиям безопасности регламентируются федеральным законом от 27.12.2003 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Для сертификации автомобилей, составных частей и оборудования, запасных частей и принадлежностей создана Система механических транспортных средств и прицепов. Система распространяется на автобусы, троллейбусы, электромобили, мотоциклы, мопеды, прицепной состав, их составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности на территории РФ.
В Системе учтены положения Руководства ИСО/МЭК 7, 16, 23, 28, 40, 48, 53, 56, европейских стандартов EN 45011, EN 45012, а также МС ИСО серии 9000. Система учитывает обязательства и требования, вытекающие из присоединения Российской Федерации к Женевскому Соглашению 1958 г., к Глобальному соглашению 1998 г., Соглашению о периодических технических осмотрах 1997 г., а также к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года.
Основополагающим документом Системы являются Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденные 09.10.96 г. Госстандартом России. Правила содержат:
порядок сертификации транспортных средств, составных частей и предметов оборудования;
порядок сертификации запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам.
В Системе соответствие автомобилей установленным требованиям нормативных документов подтверждается посредством выдачи «Одобрения типа транспортного средства». По отдельным свойствам, а также на составные части и предметы оборудования, запчасти и принадлежности оформляется «Сертификат соответствия».
Дополнительно к ранее действующим отраслевым и государственным стандартам нормативные документы с техническими требованиями безопасности автомобилей согласно международным обязательствам России приняты и введены в действие с 1999 г. Постановлением Госстандарта России в качестве национальных стандартов системы ГОСТ Р группы 41.
Стандарты содержат обязательные требования для автомобилей, идентичные по тексту Правилам ЕЭК ООН. При отсутствии Правил ЕЭК ООН или при наличии национальных нормативных документов с дополнительными требованиями безопасности ТС, проверки в Системе проводятся также и по национальным нормативным документам.
Проверка соответствия конкретного типа автомобиля требованиям безопасности в общем случае предусматривает следующие работы:
определение путем проведения испытаний соответствия образца требованиям безопасности, установленным нормативными документами;
проверку производства автомобилей на наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик и показателей безопасности, подтверждаемых испытаниями;
выдачу «Одобрения типа транспортного средства»;
инспекционный контроль соответствия выпускаемых автомобилей требованиям безопасности.
При выдаче «Одобрения типа транспортного средства» признаются результаты проверок соответствия автомобилей требованиям безопасности в других региональных или национальных системах, действующих в рамках Женевского Соглашения 1958 г., о присоединении к которому заявлено Российской Федерацией.
«Одобрение типа транспортного средства», выдается изготовителю (импортеру) Административным органом Системы по установленной форме на срок не более 3 лет. При принятии решения о соответствии выпускаемых (импортируемых) автомобилей на следующий срок выдается новый документ «Одобрение типа транспортного средства». Перечень нормативных документов (Правила ЕЭК ООН, государственные и отраслевые стандарты), технические требования которых обязательны для выдачи «Одобрения типа транспортного средства» со сроком действия 1 год, приведен в табл. 1.
Таблица 1. Минимальный перечень технических требований, обязательных при сертификации механических транспортных средств и прицепов для выдачи «Одобрения типа транспортного средства» со сроком его действия 1 год
Технические требования или объект регламентации |
Категории транспортных средств, на которые распространяются технические требования |
Наименование и номер нормативного документа |
1. Тормозные свойства или тормозные системы |
М„ N, О, |
Правила № 13 ЕЭК ООН, ГОСТ 22895 Правила № 78 ЕЭК ООН, ОСТ 37.004.008 |
2. Выделение загрязняющих газообразных веществ с отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания |
M„N„M2, M3,N2,N3, О, |
Правила №83 ЕЭК ООН, Правила № 15 ЕЭК ООН, ОСТ 37.001 .054, Правила № 49-01 ЕЭК ООН, ОСТ 37.001 070, ОСТ 37.001 234, Правила № 40 ЕЭК ООН, ОСТ 37.001 .262, Правила № 47 ЕЭК ООН, ОСТ 37.004.013, ГОСТ 17.2.2.03 |
3. Дымность отработавших газов транспортных средств с дизельными двигателями |
M,N |
Правила № 24 ЕЭК ООН, ГОСТ 21393-75 |
4. Внешний шум |
М, N, |
Правила №51 ЕЭК ООН, ГОСТ 27436 Правила № 9,41,63 ЕЭК ООН, ОСТ 37.004.022 |
5. Внутренний шум |
М, N |
ГОСТ 27435 |
6. Содержание вредных веществ в салоне и кабине |
М, N |
ГОСТ 12.1. 005 РД 37.052. 154 |
7. Установка устройств освещения и световой сигнализации |
М, N, О, |
Правила № 48 ЕЭК ООН ГОСТ 8769 Правила № 53 ЕЭК ООН Правила № 74 ЕЭК ООН ОСТ 37.003.038 ОСТ 37.003.071 |
Окончание таблицы № 1.
Технические требования или о&ьект регламентации |
Категории транспортных средств, на которые распространяются технические требования |
Наименование и номер нормативного документа |
8. Травмобезопасность рулевого управления* |
М, |
Правила № 12 ЕЭК ООН ОСТ 37.001. 017 |
9. Места крепления ремней безопасности* |
Mi |
Правила № 14 ЕЭК ООН ГОСТ 2 1 С 1,5 |
10. Ремни безопасности* |
М, |
Правила № 1 6 ЕЭК ООН ГОСТ 18837 |
11. Общие требования безопасности |
М2* М3, М3* |
Правила № 52 ЕЭК ООН (п.п. 5.5.1.1,5.5.1.3, 5.5.4.1 ,5.5.4.2, 5.5.4.3), Правила № 36- 03 ЕЭК ООН (п.п. 5.5.1, 5.5.2, 5.5.3/кроме 5.5.3.3, 5.5.3.5/, 5.5.4, 5.5.5), 5.5.8,5.5.9,5.6.1.3,5.6.1.5, 5.6.1.9, 5.6..2.1-5..6..2.3, 5.6.2.5 - 5.6.2.7, 5.6.3/ по классу I/, 5.6 4/ кроме 5.6.4. 6/, 5.6.7-5.6.11,5.7.1-5.7.4) |
12. Обзорность с места водителя |
М2, М3 |
ГОСТ 28070 |
13. Зеркала заднего вида и их установка |
М3 |
Правила № 46 ЕЭК ООН |
14. Управляемость и устойчивость транспортных средств |
М3, N3, 03, о4, м2** |
ОСТ 37.001 .471 ОСТ 37.001 .487 РД 37.001 .005 |
15. Светопропускание стекол |
M, N |
Правила № 43 ЕЭК ООН, ГОСТ 5727 |
* Для транспортных средств общественного пользования по Правилам № 36,52 ЕЭК ООН.
**Для транспортных средств, не относящихся к транспортным средствам общественного пользования, по Правилам № 36 ЕЭК ООН.
В «Одобрении типа транспортного средства» приводятся описания типа транспортного средства, типа двигателя, основных систем, обеспечивающих требования безопасности, масса и габаритные размеры. В приложении дается перечень официальных сообщении о проведенных испытаниях и проверках транспортного средства. Номер «Одобрения типа транспортного средства» приводится в паспорте транспортного средства и информационной табличке на кузове автомобиля.
Контроль соответствия АТС требованиям эксплуатационной безопасности проводится при государственных технических осмотрах автомобилей. Нормативным документом, на соответствие которому проводится проверка технического состояния АТС, является ГОСТ Р 51709-2001 с изм. № 1 от 26.08. 2005 г.
Обеспечение требований безопасности при допуске ТС к эксплуатации возложены на должностных лиц Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 № 1090.
Ответственность за нарушение требований безопасности АТС
За нарушение требований безопасности автотранспорта предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта сведены в главу 7.
Уголовному наказанию подлежат:
- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности, обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть человека, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
- нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем другим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации, повлекшее по неосторожности смерть человека, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
- недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, связи или иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности смерть человека, или причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, или причинение крупного ущерба.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция) административный штраф, в частности, накладывается:
- за нарушение Правил дорожного движения;
- выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических ТС с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума;
- нарушение правил перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов и т. д.), согласно действующему Гражданскому кодексу РФ обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Если в результате ДТП пострадали третьи лица, вред, причиненный им, также подлежит возмещению владельцами АТС.