Тяговые и тормозные свойства автомобиля связаны между собой. Управляя автомобилем, водитель постоянно изменяет его скорость, приводя ее в соответствие с окружающей обстановкой. Чем выше средняя скорость автомобиля, тем больше внимания необходимо уделять обеспечению безопасности его движения и, следовательно, тем лучше должны быть тормозные свойства автомобиля. Вместе с тем, чем интенсивнее разгон и эффективнее торможение, тем выше средняя скорость автомобиля.
При возникновении опасности движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки ТС. Это возможно, когда тормозной динамичности автомобиля соответствует его эффективное торможение за счет специальной тормозной системы, создающей большое дополнительное сопротивление движению, равномерно распределяющей тормозное усилие между колесами и быстро снижающей скорость.
Тормозное управление современных автомобилей включает четыре тормозные системы: рабочую, запасную, стояночную и вспомогательную.
Рабочая тормозная система является основной. Она предназначена для регулирования скорости автомобиля в любых условиях движения. Запасная система используется в случае отказа рабочей системы, а стояночная - удерживает неподвижный автомобиль на месте, в том числе и на уклонах. Вспомогательная тормозная система нужна для поддержания скорости автомобиля постоянной в течение длительного времени (снижает энергонагруженность рабочей тормозной системы, предохраняет ТС от нежелательного разгона). На автомобилях М1 и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности (N1 и N2) в качестве запасной системы часто используют стояночную, а во вспомогательной системе - двигатель. На грузовых автомобилях большой грузоподъемности и автобусах большой вместимости применяют четыре раздельные тормозные системы.
Таблица 2.2. Показатели эффективности торможения и устойчивости АТС по ГОСТ Р 51709-2001 с изм. № 1 (при проверках в дорожных условиях)
Наименование показателя |
Тормозная система |
||||||
Рабочая |
Запасная |
Стояночная |
Вспомога-тельная |
||||
без АБС |
с АБС |
||||||
Эффективность |
Устойчивость |
Эффективность |
Устойчивость |
||||
Тормозной путь |
+ |
___ |
+ |
____ |
+ |
___ |
_ |
Установившееся замедление* |
+ |
___ |
+ |
____ |
+ |
___ |
+ |
Время срабатывания тормозной системы* |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
Коридор движения |
_ |
+ |
____ |
____ |
_ |
___ |
... |
Уклон дороги, на котором АТС удерживается неподвижно |
|
|
|
|
|
+ |
|
Отсутствие следов юза за колесами |
|
|
+ |
|
|
|
|
Прямолинейность движения АТС при торможении |
|
|
|
+ |
|
|
|
* Используются совместно только вместо показателя "тормозной путь".
Показателями соответствия рабочей тормозной системы требованиям безопасности являются показатели эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении. Для запасной, стояночной и вспомогательной тормозных систем - показатели эффективности торможения. В табл. 2.2 приведены показатели эффективности торможения и устойчивости, регламентированные ГОСТ Р 51709-2001 с изм.№ 1.